Стабилитрон для защиты автомобильных светодиодов от перегорания
Многие из тех, кто ставил популярные нынче светодиоды на автомобили, сталкивались с проблемой их преждевременного перегорания. Первая реакция – нелестные отзывы о производителе, ведь до гарантированной им продолжительности эксплуатации, установленные светодиоды явно не дотягивают.
К сожалению, о том, что можно использовать светодиод в качестве стабилитрона, обеспечивающего стабильное напряжение тока, подаваемого на светоизлучающие диоды, многим и не известно.
Установит, бывало, автолюбитель в салоне, габаритных огнях, подсветке багажника светодиоды. А пройдет 3-4 месяца, как они начинают мерцать (именно моргать как стробоскоп). Простая замена светодиодов дает результат на пару месяцев, не более. Почему же это происходит? Качество компонентов влияет либо или существует иная причина?
Обусловлено это тем, что светодиод «запитывается» строго определенным током, что нормируется производителем. Меньше – пожалуйста, больше – нельзя. Используемая в домашних условиях «гирлянда» диодов обязательно имеет элемент, ограничивающий/стабилизирующий ток до параметров, рекомендованных производителем.
Относительно долговечности функциональности светодиодов, имеющих встроенный стабилизатор (драйвер), претензий нет, вот только, желая снизить стоимость реализуемой продукции, многие производители выпускают лампы для габаритов, приборной панели, подсветки салона, поворотников, без применения драйвера, устанавливая лишь резистор, ограничивающий напряжение.
Эффективным вариантом защиты от скачков бортового напряжения в автомобиле многие электрики признают стабилитрон для светодиода, монтаж которого для специалиста не составит труда, а срок эксплуатации светоизлучающего диода кардинально возрастает. |
Что такое стабилитрон?
При использовании низковольтных источников питания хорошо зарекомендовало себя подключение стабилитрона к светодиоду. Что особенно важно, стабилитрон для светодиода – это полупроводниковый элемент (диод), изготовленный по специальной технологии, что и наделяет его особенным свойством. При подключении в обратном направлении, изменении напряжения - он «пробивается». В дальнейшем, несмотря на возрастание напряжения на входе – на выходе напряжение остается почти неизменным.
|
Благодаря таким характеристикам часто подключается светодиод через стабилитрон. В том случае, если необходимы малые образцовые напряжения, стабилитроны подключаются в прямом направлении, а напряжение стабилизации 1 стабилитрона равно, при этом, 0,7-0,8 В.
«Хороший» автоэлектрик предварительно изучит устанавливаемый на автомобиль светодиод. Предложит даже свою схему стабилизации напряжения. |
Хорошо зарекомендовала себя защита светодиода стабилитроном с применением микросхем L7812 или LM317T.
Светодиод для стабилизации напряжения
Опытные радиолюбители знают о возможности использовать светодиод как стабилитрон, что также может быть применено в системе автомобильного освещения.
Поскольку большинство выпускаемых стабилитронов имеют напряжение стабилизации от 3 до 15 В, то при необходимости работать с более высоким напряжением, могут возникнуть проблемы. Да и стоимость стабилитронов довольно высокая.
Используя же подключенный в обратной полярности светодиод как стабилитрон, можно надежно защитить осветительные элементы от скачка напряжения. Это и надежно, и стоит значительно меньше, чем при использовании специальных диодов. |
Чтобы был плавный розжиг и затухание светодиодов на arduino, я бы порекомендовал 2 таймера — 1 для постоянного горения, а 2-ой - для затухания.